Создатели спектакля «Белые кораблики» рассказали о предстоящей премьере 12+

22 мая 2020 года Рязанский государственный областной театр юного зрителя представил проект «50 вопросов о театре», посвященный предстоящей премьере — спектаклю «Белые кораблики». На вопросы о своей работе рассказали режиссер Филипп Гуревич, художник Александра Дашевская, актеры Светлана Медведева, Дмитрий Мазепа, Константин Ретинский.

Основой спектакля стал эскиз выпускника ГИТИСа Филиппа Гуревича, показанный на II международных творческих режиссерских мастерских «Военные ветры» в апреле 2019 года и получивший одобрение зрителей и экспертов. В основе постановки — пьеса А. Арбузова «Мой бедный Марат» и дневники детей блокадного Ленинграда.

Я с большим трепетом отношусь к советской драматургии. Понятно, что она разная — есть Вампилов, есть Розов, есть Арбузов... Когда я подумал о событиях Великой Отечественной войны, сразу пришел в голову А. Арбузов, с которым мы, в какой-то мере, полемизируем в спектакле: есть «арбузовское» — из пьесы, и есть документальное — из дневников. Вырисовывается картинка, позволяющая представить жизнь подростка в большом городе

К пьесе А. Арбузова, продолжает режиссёр, он обратился не только из-за темы Великой Отечественной войны (она стала главной в преддверии 75-летия Победы), но из-за важных вневременных тем, которые затрагивает материал.

Это темы, понятные всем, — о том, что человеку нужен человек. Эта история о том, как в военных условиях привычное становится непривычным и наоборот, как меняется фокус на ситуацию

Проблемы сосуществования героев-подростков, которые живут в непростом времени, решаются в спектакле через интереснейшую сценографию — по словам художника Александры Дашевской, она вдохновлялась идеями польских авторов, затрагивавших в своем творчестве идеи геноцида, холокоста, посвятивших этому свои работы в послевоенное время.

Спектакль — это череда картин, они все «небытовые» — здесь нет места действия. Мы хотели, чтобы наша работа воспринималась не как пьеса или дневник, а как наша рефлексия на это. Над этим мы работали в диалоге с Филиппом

Найдя идею «актёрского сосуществования» в представленном публике эскизе, Филипп Гуревич, по его признанию, развил его в новом спектакле, роли в котором сыграли Константин Ретинский, Светлана Медведева и Дмитрий Мазепа. Артисты признались, что в работе над образами изучали не только психологию героя, но и обращались к первоисточнику — документальной хронике о жизни блокадного Ленинграда и дневникам детей.

— Я читала дневники детей блокадного Ленинграда, сравнивала себя с ними, спрашивала себя — а могла бы я вести себя также? — пояснила Светлана Медведева, — для меня работа над спектаклем стала колоссальным опытом, который научил другой форме сосуществования на сцене. Ему нужно учиться

С Филиппом Гуревичем актеры быстро нашли общий язык — в один голос ребята признаются, что положительная энергетика постановщика «затянула» и их в спектакль и создала настрой на работу. Каждый из них нашел в материале что-то свое, актуальное для себя. Для Дмитрия Мазепы смыслом стало «человеческое общение, к которому человек тянется вне зависимости от времени», для Светланы Медведевой — история о взрослении подростков, которых подружила война. По мнению Константина Ретинского, спектакль станет отличной возможностью для молодежи взглянуть на своих сверстников военных лет.

Спектакль «Белые кораблики» планировалось представить публике ко Дню Победы, однако коррективы в планы внёс карантин. Сейчас артисты соблюдают самоизоляцию, но мечтают о встрече со зрителем — очень надеясь на то, что постановка увидит свет в этом сезоне.

Наталья Бирюкова