Главная > Блоги > Осенняя экспозиция, летняя ретроспектива

Осенняя экспозиция, летняя ретроспектива

Руководитель народной киностудии «РГРТУ-фильм» имени Г.В.Рязанцева

Пополнение в серии бесед-размышлений с деятелями культуры и искусства, преподавателями студий и лидерами арт-проектов в Рязанском крае: говорим о том, как они себя чувствуют (-вовали) и чем занимаются (-лись) в период самоизоляции, как рассчитывают жить и творить потом, когда события войдут в более привычный ритм.

Наш новый герой в серии этих бесед — Владимир Иванов, глава народной киностудии «РГРТУ-фильм» имени Г.В.Рязанцева, кандидат технических наук. Он поделился тем, как взаимодействуют студийцы в дистанционном режиме, какие планы в образовательных проектах на осень. А еще интересно было прочитать в сообществе «РГРТУ-фильм» в сети «Вконтакте», как «болдинский» карантин помог углубиться в ретроспективу. То есть окинуть взглядом насыщенное прошлое, где пути многих и многих студенческих начинаний пересекались в одной точке — в стенах студии.

О видах на осень и новых направлениях в жизни студии

Народная киностудия «РГРТУ-фильм имени Г.В. Рязанцева» располагает всем необходимым оборудованием, чтобы творческие коллективы могли организовать здесь съёмки, а ребята-студийцы — обучаться в теории и на практике. Мы проводим занятия и мастер-классы, учим строить кадр, учим монтировать отснятый материал, показываем эффекты анимации, спецэффекты в 2D и 3D, обучаем работать и с элементами оборудования чуть ли не 60-х годов, и с новыми технологиями. Все мы всё-таки настроены на то, что осенью будет, как обычно, объявлен набор на занятия и обучающие курсы стартуют по плану.

Если говорить о новых технологиях, то у нас планируется курс по созданию компьютерных игр. В минувшем году такой курс мы провели впервые, хотим продолжать деятельность в этом направлении. А если говорить о той самой технике, которая берёт начало в творческих и легендарных 60-х, когда студия только начала свое существование, то, взяв в основу эту технику — кинопроекторы, фотоувеличители, тот же монтажный стол, — мы планируем осенью открыть собственную музейную экспозицию. Здесь мы сможем использовать и архив отснятого за эти десятилетия материала. Таких фильмов и фрагментов накопилось довольно много, у каждой плёнки своя история, связанная с историей вуза, студенчества, с историей города.

О нескучном карантин-периоде

Что касается периода пандемии, да, более 3 месяцев мы лишены возможности работать в привычном для нас режиме. Но жизнь не стоит на месте. Занятия, обсуждения, которые весной проходили с нашими студийцами, а также с ребятами-волонтёрами (у нашей студии — собственный «Звёздный» отряд «РГРТУ-Фильм») без особых сложностей переместились в онлайн. Мы обсуждали в наших чатах учебные и технические вопросы, а с определенного момента перешли и к совместному онлайн-просмотру и обсуждению кинофильмов.

Успели и в конкурсе-марафоне поучаствовать за это время — это марафон роликов в технике screenlife, захват видео с экрана телефона. Такая техника молниеносно стала очень востребованной именно в этом сезоне, в режиме самоизоляции. Замечу, что мы нередко представляем отснятые у нас материалы на конкурсы, это могут быть и короткометражки, и социальная реклама, а могут быть фотоснимки и плакаты. Так что наши достижения замечены и на всероссийском компьютерном фестивале Chaos Constructions, и на молодёжных Дельфийских играх России, наши киноленты участвуют и в фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна», и в международном Lift-off Film Festival.

***

Ну и наконец, если говорить о том, что дал карантин, он не только помог лучше «настроить» планы на будущее, но и открыл временной промежуток для ретроспективы. В сообществе студии «Вконтакте» делятся: «неожиданная сторона карантина — появляется достаточное количество времени для реставрации архивов».

Так, в сообществе размещён ролик с коллекцией фотографий киностудийцев 1989-1992 гг.. Этими снимками, а также воспоминаниями о студенческом творчестве и отреставрированными записями, сделанными в тон-студии РГРТУ на заре 90-х (тогда это был «РРТИ-Фильм»), поделился фотограф, звукорежиссёр и рок-музыкант Олег Мосиенко. Он пишет:

«В трёхминутном ролике примерно 30 фоторабот, большей частью плакатно-выставочного формата. Им всем почти по 30 лет. И это, в первую очередь, история. В этих снимках нет ни пафосности советских строек, ни своеобразия советского быта. Моими друзьями были студенты и выпускники технических и творческих вузов — радиотехнического (РРТИ), института киноинженеров в Питере (ЛИКИ), МАИ, МГУ, МГТУ, ГИТИСа, МГПИ. Я снимал их жизнь и работу в музыкальной рок-группе и на студии звукозаписи, на кинофестивалях и просто в студенческих компаниях.Этих плёнок довольно много, и ещё далеко не все из них оцифрованы. После очередного этапа реставрации архива возникла мысль, что пора делать очередную книгу — фотоальбом архивных фотографий из жизни творческой молодёжи и студентов 80-х — начала 90-х».

Также музыкант вспоминает: «Мне вместе с моими друзьями-музыкантами из „Группы Ю“ довелось побывать на многих фестивалях в разных городах страны. И многих удивительных по-своему людей мне удалось записать тогда, на пороге 1990-х. Запись, использованная в этом ролике, сделана на киностудии „РРТИ-Фильм“ в 1989 году во время гастролей пензенской группы „Кенгуру“ по Советскому Союзу. Музыканты на фотографиях не имеют отношения к группе и играли совсем другую музыку, хотя мелодии „Кенгуру“ им были хорошо известны. Просто эта запись — определённый колорит эпохи, который я пытался передать».