Главная > Блоги > «Дюймовочка» в стиле стимпанк или счастье есть

«Дюймовочка» в стиле стимпанк или счастье есть

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, художественный руководитель Рязанского театра кукол, член Совета российского Центра UNIMA (Международного Союза деятелей театра кукол), кукловод, актёр и режиссер, организатор Международного фестиваля театров кукол «Рязанские смотрины», который проводится с 1989 года.

В Рязанском театре кукол 25 ноября состоится премьера – спектакль «Дюймовочка». Славная детская сказка предстанет перед зрителем в совершенно неожиданной, оригинальной форме. Немного о премьере и о вечных человеческих вопросах рассказал художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РФ Валерий Шадский.

«Дюймовочка»: выбор

Признаюсь, что поначалу вовсе не хотел заниматься «Дюймовочкой». Опыт восприятия этого названия на театре у меня отрицательный: за всю свою жизнь я не видел ни одной удачной постановки.

Но театру нужна была эта добрая сказка, в которой маленькое хрупкое существо, пройдя через все трудности и испытания, обретает счастье в стране эльфов – в настоящих райских кущах.

Нужно было придумать нечто интересное, необычное, оригинальное. Форму, через которую можно рассказать эту сказку. Так и появился Мастер, который для своей дочери, прикованной к инвалидному креслу, создает самую живую куклу на свете – Дюймовочку. И мне стало интересно придумывать этот механистический мир, где всё вокруг – лишь создание человеческих рук.

Дочь Мастера не может вырваться за пределы существующей реальности, поэтому она и мечтает о маленьком живом существе, которому можно будет отдать свою любовь, помочь, защитить. Мастер создаёт для неё новую необычную жизнь, творит чудеса на генетическом уровне, придумывает и воплощает в жизнь безумные идеи, создает странных существ. Вместе с Дюймовочкой, через сказку, он воспитывает свою дочь, показывая ей, какие испытания выпадают на долю людей и как с ними справляться.

Дюймовочка, как и другие персонажи, — это некие символы, которыми наполнен спектакль. Но они понятны и доступны, воспринимаются на эмоциональном уровне.

Коротко об идее

Бывает, жизнь ставит нас в самые трудные ситуации, но не стоит терять веру, нужно доверять своему сердцу и чутью – тогда всё сложится замечательно. Нужно больше думать о добре, делать добро, и оно вернется сторицей. Ты сможешь обрести счастье, гармонию в душе, свободу.

Мне хочется, чтобы человек в финале испытал ощущение подъема, восторга и красоты, от которой бы дух захватил. И, возможно, у кого-то появятся слёзы от осознания того, что счастье существует. Поэтому мы старались насытить спектакль всевозможными красивыми вещами и чудесами. Но опять же – что такое красота? Например, в спектакле есть сцена с Жуком-джентльменом, у которого в роскошном жилище всегда звучит музыка, царит бесконечный праздник. Это все вроде бы тоже ярко и красиво, но это лишь внешняя красота, за которой ничего нет… пустота. Здесь работают совершенно иные законы, перевернутые ценности. И это еще один план в понимании спектакля – разное восприятие и ощущение красоты, отличие истинного от показного, напыщенного.

Для ребенка мир – в ощущениях. Поэтому и хотелось через звуковые и световые элементы воздействовать на эмоции человека.

Причем этот спектакль не для самых маленьких, а для ребят постарше и их родителей.

Спектакль в стиле стимпанк

Стимпанк – это одно из направлений научной фантастики, в котором действует механистически развитая цивилизация. Это люди, которые думают, что могут всё. Как и наш Мастер, который меняет даже генетические коды, чтобы создавать новых существ. Он создает механический конструктор. Здесь практически всё действует по нечеловеческим законам. Именно поэтому для воплощения идеи мы выбрали стимпанк.

Нужен ли театр?

Конечно же, театр нужен – это вид искусства, который развивает эмоциональную сферу человека. Это то, что нас отделяет от животных и от компьютеров. Если мы убьём театр, то и человека мы тоже убьем.

Но какой нужен театр? Вероятно, тот, который помогает разобраться человеку в жизни. Однако театр – не учебник нравственности, он воздействует исподволь, на эмоциональном уровне, через моменты сопереживания. Тогда внутри выстраивается цепочка, и все нравственные зацепочки откладываются в нашем сознании, формируя нас как человека, способного на добрые поступки, на любовь, на альтруизм.

Не «детские» темы

Я думаю, человека всегда волнует две вещи: любовь и смерть. Это не может не волновать. Мы всегда говорим и думаем о любви. Это чувство воздействует на нас даже на бессознательном уровне.

Как и смерть. Как и ответы на вопросы: «Кто я? Зачем я? Смогу ли я что-то изменить в этом мире?».

Детей это тоже волнует, они об этом думают и разговаривают. Поэтому и искусство ставит и пытается ответить на эти вопросы. В том числе, театр.

Мне интересно поднимать эти темы. Они помогают зародить зернышки добра в наших детях, дать повод для размышления родителям. Важно, чтобы все это было не просто так, не только ради развлечения. Искусство, помогающее жить и открывать новые миры внутри себя, формировать душу, - вечно. Этим и занимается настоящий театр.

Подготовлено пресс-службой театра кукол